Решила написать отдельный пост, надеюсь, что все помню правильно, все же 25 лет прошло.
Многое я описывала в письмах другу, но первые письма не сохранились /оказывается, сохранились, но их надо найти/.
Перед отъездом мы пытались получить возможность сдать экзамены за 11 класс экстерном.
Никто в школе не знал как такое делается, для этого надо было встретиться с директрисой. Надо сказать, что директриса была той еще стервой и все никак не находила времени для встречи с родителями, а потом оказалось, что для этого нужно столько разрешений и справок, что уже было поздно. То есть школу мне надо было заканчивать в Израиле.
Приехали мы в день зажигания первой свечи Хануки, были каникулы. После первых трех дней попали в Тверию, пошли в муниципалитет узнавать на счет школы. Там работала некая русскоязычная Рита, которая заявила, что в Тверии я не смогу получить среднее образование, т.к. нет школы, которая дает его. Зато можно отправить меня в интернат Кадури, у Кфар Тавор, там прекрасная школа и т.д.
Мы были в ужасе. Странно, конечно, что в городе нет средней школы, но кто знает, инета-то тогда не было, проверить никак. У наших квартирных хозяев было 5 сыновей от 5 до 21 года. Средний был мой ровесник, должен ведь он где-то учиться? Кое-как объяснились с Зеавой, она сказала, что в Тверии есть обычная средняя школа (тихон), в параллели 10 классов, а Кадури сельскохозяйственная школа-интернат. По всей видимости, эта <вырезано цензурой> Рита имела какие-то свои причины направлять детей в интернат. Пришли в мэрию, сказали, что хотим в тихон в Тверии. Рита пыталась отговорить "девочка останется без багрута". Забегая вперед скажу, что как раз те, кто пошли в Кадури, остались без багрута.
После каникул я пошла в школу. Нас было довольно много свежих олимов - человек 30, но в 11 классе только я и еще девочка, Юля.
Юля училась в английской школе и довольно свободно общалась с администрацией, я же со своим немецким была в пролете.
Из всего школьного преподавательского состава русским владела только учительница химии Эсти. Ей было 32 года, она приехала 16 лет до этого. Тогда это казалось вечностью.
Нам дали какую-то контрольную по математике и по ней определяли кто в какой класс пойдет (физика, электроника, биология и т.д.). Мы с Юлей попали в биологию, а по математике на 4 ехиды. 2/3 нашего класса учили биологию, 1/3 - арабский.
Одноклассники отнеслись к нам спокойно, с легким любопытством, но не более. Проявления враждебности тоже не было (во всяком случае открытой).
Мы сидели за одной партой и нас называли "Инна ве Юлия", так же учителя заканчивали перекличку в начале урока.
Многие одноклассники за полтора года так и не знали, кто из нас Инна, а кто Юлия.
Эта фотография сделана уже в 12 классе, когда нас возили на экскурсию на Голаны.
Прикольно, что Юля и девочка справа вышли замуж за родных братьев.
Вообще, все фотографии сделаны после июня 1991, когда мы купили фотоаппарат, в 11 классе у меня нет фотографий.
На математике, биологии, химии и английском (Юлю, кажется, определили на 4 ехидот, меня - на 3, там мне тоже нечего было делать, но меньше просто не было) мы сидели в классе и из написанного на доске пытались что-то понять. Помню, как учительница математики, Марсель, постоянно говорила "шния, шния". Мы никак не могли понять, какую вторую она имеет в виду. Много позже стало понятно, что это она говорила учениками - "секундочку"/"подождите".
На гуманитарные уроки (литература, история, танах, эзрахут и т.д.) уходили в "ульпан".
В ульпане собирались на свои "свободные" уроки олимы и учили иврит.
Преподавала нам Ривка, давно вышедшая на пенсию и вернувшаяся в школу преподавать олимам.
Школьной формой были голубые футболки и такой свитер, купить их можно было только в школе, без формы в школу не пускали.
Футболки стоили по 20 шекелей, а свитер - 50. Я никогда не анализировала эту цену, а сейчас думаю - как вообще могла быть такая цена?!
25 лет назад, когда минимальная зарплата была 5 шекелей. Школьную форму выдавал завхоз, деньги платились ему напрямую наличкой....
Жарю блинчики. В Ленинграде мы жили с бабушкой и дедушкой, бабушка всегда гоняла меня на тему "переоденься после школы".
Ну, а когда форма джинсы и свитер, а бабушка осталась в Ленинграде, гонять стало некому.
Наша учительница биологии предложила мне и Юле, что ее муж может заниматься с нами ивритом по вечерам.
Я могла дойти к учительнице пешком, Юле надо было ехать на автобусе, поэтому в итоге я ходила одна.
Сначала со мной занимался муж учительницы, потом ее старший сын Омер, позже - младшая дочь Йефат, которая училась в 9 классе.
Иногда на уроках бывали забавные вещи. В тексте встречается слово "фалафель", я не знаю что это. Омер пытается объяснить - шарики, жарят в масле и т.д. не понимаю.
Говорит, что внизу в городе продают порцию за 3 шекеля, я обязана купить и попробовать.
3 шекеля, цена мне кажется огромной и дикой, чтобы попробовать какую-то еду.
Или был случай, как Йефат говорит мне "има шель хавера шели яльда бат" /мама моей подруги родила дочь/. Я понимаю, что понимаю все слова, но никак не могу понять смысл всей фразы.
Долго разбирались, оказалось, что слово "яльда" я знала только в значении "девочка".
Эти уроки колоссально помогли мне.
Иногда мы приходили в школу и не обнаруживали в школе свой класс - то из-за подготовительного экзамена на багрут (матконет) не было занятий, то еще чего-то.
Нам забывали рассказать и объяснить. Мы, конечно, не могли сдавать никакие экзамены на аттестат.
К концу года мы кое как разговаривали, но на уроках все равно мало понимали.
На собрании в конце года получили табель, а в нем было написано, что мы остаемся в 11 классе.
Это была нормальная практика и в чем-то логичная. Но для нас, не дотянувших до аттестата в Союзе всего полгода, сидеть еще два года в школе и закончить ее в 19 лет было просто немыслимым. Мы возмутились и школа не стала идти поперек нашего желания (и наших родителей) перейти в 12 класс. В конце концов, никаких правил на этот счет не было и это была всецело инициатива школы.
Летом Яков, хозяин нашей квартиры, взял меня официанткой в свой ресторан. Дела шли очень плохо, поэтому очень много времени мы просто сидели и разговаривали на разные темы.
1 сентября я обнаружила, что все понимаю.
Встал вопрос о наших экзаменах, как мы будем их сдавать. По правилам гуманитарные экзамены мы могли сдавать устно и по облегченной программе, но все равно надо было знать материал. Учителя занимались с нами отдельно, в быстром темпе проходили всю программу за 10-12 класс. Одноклассники сдали уже часть экзаменов в 11 классе, нам предстояло сдать все одним махом в 12. На счет Юли не помню, я сдала все экзамены кроме математики - получила 59 при проходном 60. И естественно, я не сдала английский. Математику потом пересдала в армии, а английский уже после армии - на мехине одновременно ходила в две группы - утром на 3 ехиды, учила основу, вечером на 4 - учила то, что надо для багрута на 4 ехиды.
Из той же школьной экскурсии.
Я и Юля с Гавриэлем, завучем по воспитательной работе и "раказ" 12-ых классов.
На выпускном, конечно же с Юлей.
Во время учебы мы проводили много времени вместе, а наши родители учились вместе в одной группе ульпана.
Когда они переезжали в купленную квартиру, помогать с мебелью попросили моего папу, по-дружески.
После армии Юля очень быстро вышла замуж за израильтятина. На свадьбу нас не позвали, видимо, стремались друзей олимов.
Больше мы не общались, только встретились случайно пару раз на улице.
27 октября (теперь этот день для меня Данькин день рождения) 1992 года я пошла в армию.
Но это уже другая история.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →